Preview

Клиническая и экспериментальная тиреоидология

Расширенный поиск
Том 7, № 3 (2011)

Статьи

4-7 348
Аннотация
Некоторые читатели моей колонки уже, наверное, спрашивают: почему автор столь много внимания уделяет темам, связанным с йодом, йодным дефицитом и йодированной солью, оставляя без внимания другие вопросы тиреоидологии? Нет ли здесь конфликта интересов? Может быть. Но, постепенно постигая профессию колумниста, начинаешь понимать, что колонки (даже в ежеквартальный журнал) надо писать на актуальные темы, находящиеся на пике интересов как профессионалов, так и всей почтеннейшей публики. Иными словами: “утром в газете, вечером в куплете”, т.е. в нашей колонке. Можно ли было, например, обойти вниманием в этом году 20-ю годовщину аварии на Чернобыльской АЭС? А совпавшую с этим печальным юбилеем еще более прискорбную аварию на японской АЭС “Фукусима”, если везде от Первого канала ТВ до желтой прессы обсуждался животрепещущий вопрос о том, сколько йода нужно выпить, чтобы “спастись от радиации”?
8-21 381
Аннотация
Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Томас Кун Рак щитовидной железы (РЩЖ) является наиболее часто встречающейся злокачественной опухолью эндокринной системы [1]. Стандартизованный показатель заболеваемости РЩЖ в различных странах мира варьирует от 0,8 до 9,4 случая на 100 000 населения в год среди женщин и от 0,6 до 2,6 случая на 100 000 населения в год среди мужчин [6]. В России заболеваемость РЩЖ достигает 8000 новых случаев в год [2].
22-29 463
Аннотация
Рак околощитовидных желез (РОЩЖ) – редкоезлокачественное заболевание. У больных РОЩЖ, как правило, отмечается тяжелое течение гиперпаратиреоза с высокими показателями кальция и паратгормона (ПТГ) в крови. Кроме того, у большинства пациентов диагностируются выраженные костные и почечные осложнения гиперпаратиреоза, а у некоторых определяются симптомы местного и отдаленного распространения заболевания. На сегодняшний день нет какого-либо патогномоничного гистопатологического маркера в диагностике РОЩЖ. Окончательный диагноз РОЩЖ основывается на наличии локальной инвазии опухоли или наличии метастазов в лимфатические узлы и отдаленные органы. Малое количество наблюдений, а также трудности диагностики тормозят активное изучение данной патологии. На сегодняшний день в вопросах диагностики и лечения РОЩЖ используется коллективный мировой опыт врачей, занимающихся этой проблемой. Однако многие аспекты этого тяжелого заболевания до сих пор остаются не изученными.
37-41 466
Аннотация
Проблема йододефицита является чрезвычайно актуальной, поскольку, согласно имеющимся данным, 75% жителей России испытывают различной степени выраженный дефицит йода. Целью настоящего исследования являлась сравнительная оценка йодного обеспечения Санкт-Петербурга в 1999 и 2010 гг. Всего было обследовано 704 школьника (420 девочек и 284 мальчика) в возрасте от 6 до 12 лет, проживающих в Санкт-Петербурге. У всех обследованных детей были собраны образцы дневной порции мочи в объеме 50 мл для определения йодурии с использованием классической реакции Sandell-Kolthoff. Все дети были осмотрены эндокринологом, произведена пальпация щитовидной железы для выявления ее увеличения, наличия узлов. Исследование, проведенное в Санкт-Петербурге в 1999 г., не выявило выраженного дефицита потребления йода, медиана йодурии составила 105 мкг/л, однако у половины обследованных показатели йодурии были менее 100 мкг/л, что соответствовало легкому йододефициту. В 2010 г. “медиана йодурии” составила 148 мкг/л, что достоверно превышало показатели, полученные в 1999 г. В 2010 г. показатели йодурии менее 100 мкг/л выявлялись в 3 раза реже (у 15,8% обследованных), чем в 1999 г. (у 49%). По результатам пальпаторного обследования увеличение щитовидной железы было выявлено у 3% обследованных в 1999 г. и у 1,6% в 2010 г. Исследование показало, что за прошедшее десятилетие йодное обеспечение Санкт-Петербурга существенно улучшилось, хотя полностью йододефицит не устранен
42-47 453
Аннотация
Исследование посвящено оценке уровня антител к рецептору тиреотропного гормона (АТ-рТТГ), некоторых цитокинов (ФНО-α, ИЛ-8, ИЛ-10) у больных с болезнью Грейвса (БГ) с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) и выявлению прогностических факторов формирования ХСН. При обследовании 89 больных БГ ХСН диагностирована у 46 (51,7%), из них 1-я стадия – у 27 (58,7%) больных, 2А стадия – у 17 (37%), 2Б стадия – у 2 (4,3%). Однако тахикардия, одышка и ряд других сердечно-сосудистых изменений при ХСН 1-й стадии могут быть проявлениями как ХСН, так и БГ, поэтому в 1-ю группу (“ХСН+”, или с ХСН) включили 19 (21,3%) больных БГ с ХСН 2А и 2Б стадии, во 2-ю группу (“ХСН-”, или без ХСН) – 43 больных БГ без признаков ХСН. Контрольную группу (3-я) составили 30 здоровых лиц. Выявлено, что с возникновением ХСН у больных БГ ассоциированы наличие постоянной формы фибрилляции предсердий и артериальной гипертензии, возраст старше 40 лет, мужской пол, длительность БГ 10 лет и более, наличие 6 и более эпизодов тиреотоксикоза. Прямой связи между повышением уровня АТ-рТТГ и возникновением ХСН у больных БГ не обнаружено. У больных БГ по сравнению с контрольной группой выявлены дисбаланс системы цитокинов, преобладание “провоспалительной активации”, однако статистически значимых взаимосвязей между уровнями ИЛ-8, ИЛ-10 и ФНО-α и возникновением ХСН у больных БГ не обнаружено.
48-52 503
Аннотация
Представлены данные применения метода малоинвазивной биоимпедансометрии у пациентов с очаговыми доброкачественными образованиями щитовидной железы (n = 80). Приводится сравнительная оценка биоимпедансометрических показателей в подгруппах с различным морфологическим строением узлов щитовидной железы.
53-58 517
Аннотация
Целью работы явилось изучение влияния гормонов жировой ткани на механизмы развития инсулинорезистентности и показатели липидного обмена у пациентов с субклиническим гипотиреозом (СГ) в возрасте до 50 лет в зависимости от индекса массы тела (ИМТ), а также от наличия или отсутствия заместительной терапии левотироксином (L-Т4). У пациентов с СГ были выявлены нарушения липидного обмена, заключавшиеся в низком содержании холестерина липопротеидов высокой плотности, а также снижение чувствительности к инсулину (повышение уровня иммунореактивного инсулина – ИРИ при нормогликемии и повышение показателей HOMA-IR). При изучении содержания гормонов жировой ткани было выявлено повышение уровня адипонектина в диапазоне референсных значений, но с достоверным отличием от группы контроля. Уровни лептина и резистина не имели достоверных отличий от показателей здоровых лиц соответствующего возраста, пола и ИМТ. Был проведен корреляционный анализ между показателями содержания гормонов жировой ткани, тиреотропного гормона, липидного спектра, ИРИ, глюкозы и HOMA-IR. Полученные результаты были также проанализированы по двум ключевым позициям: факту проведения заместительной терапии и ИМТ. Анализ результатов в соответствии с ИМТ показал, что у пациентов с нормальной массой тела (ИМТ<24,9 кг/м2) уровень адипонектина был выше на фоне нарушения липидного обмена, при этом у пациентов с избыточной массой тела (ИМТ>25–29,9 кг/м2) повышался уровень ИРИ, HOМA-IR, усугублялась дислипидемиия и снижалось содержание адипонектина. Заместительная терапия L-Т4 дала положительный эффект в отношении нормализации показателей липидного и углеводного обмена, адипонектина и лептина. Однако при сравнении результатов, полученных в подгруппах с компенсированным и некомпенсированным СГ, значимые различия через 6 мес были выявлены лишь по уровню адипонектина и ИРИ.
59-61 394
Аннотация
Для установления взаимосвязи между показателями массы тела и функциональным состоянием щитовидной железы (ЩЖ) у девушек-подростков с нарушением менструального цикла, проживающих в йоддефицитном регионе, проведено обследование 130 девушек-подростков с нерегулярными менструациями. Распространенность ожирения и избыточной массы тела у них составила 3,8 и 14,6% соответственно, дефицита массы тела – 43,8%. Нормальную массу тела имели 37,7% девушек. Не выявлено статистически значимых различий по уровню ТТГ, св.Т4 и св.Т3 (p = 0,19, р =0,65 и р=0,65, p = 0,48 соответственно) у пациенток с различными показателями массы тела. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод об отсутствии достоверной связи между массой тела и функциональным состоянием ЩЖ у девушек-подростков с нерегулярными менструациями.
62-66 382
Аннотация
С целью выявления гемостазиологических и метаболических нарушений у пациентов с различной тяжестью и длительностью гипотиреоза и особенностей модифицирующих влияний хронической гипергликемии на изучаемые параметры выполнен анализ параметров метаболизма, тромбоцитарного и плазменного гемостаза у 69 пациентов с гипотиреозом и 36 с гипотиреозом и сахарным диабетом. Некомпенсированный гипотиреоз независимо от длительности заболевания и наличия осложнений наряду с изменениями липидного спектра проявляется гипереактивностью тромбоцитов. При субкомпенсированном гипотиреозе агрегационная активность не изменена. Сочетание сахарного диабета 2-го типа у пациентов с субкомпенсированным и некомпенсированным гипотиреозом сопровождается активацией кровяных пластинок и дополняется гипертриглицеридемией и увеличением среднего объема тромбоцита, показателя тромбокрита, а также укорочением активированного частичного тромбопластинового времени.


ISSN 1995-5472 (Print)
ISSN 2310-3787 (Online)