Preview

Клиническая и экспериментальная тиреоидология

Расширенный поиск
Том 5, № 1 (2009)

Статьи

3-7 379
Аннотация
В последние 60 лет радиойодтерапия тиреотоксикоза получила широкое распространение и является методом выбора радикального лечения в США и Европе. Она позволяет быстро и с минимальными затратами оказать эффективную помощь пациентам в устранении симптомов тиреотоксикоза. Поскольку 131I не имеет доказанного тератогенного эффекта, возможно назначение его больным репродуктивного возраста (исключая беременность). Доза на гонады при радиойодтерапии не превышает 2 cГр, что намного ниже, чем при выполнении рутинной рентгенографии поясничного отдела позвоночника, внутривенной урографии или ирригоскопии с барием, и тем более при компьютерной томографии (КТ) абдоминальной области. Риск развития радиационно-индуцированной опухоли намного ниже при применении 131I по сравнению с большинством рентгенодиагностических исследований или интервенционными радиологическими процедурами, проводимыми под рентгеновским контролем. Это подтверждают отдаленные результаты многолетнего опыта лечения 131I сотен тысяч больных с гипертиреозом. Согласно общепринятому мнению специалистов по радиационной гигиене, риски развития рака щитовидной железы (РЩЖ), лейкозов, любого другого рака и генетических или эмбриональных дефектов достоверно ниже таких же рисков эндогенного возникновения тех же заболеваний.
8-12 357
Аннотация
Для того чтобы добиться значительных результатов в лечении заболеваний щитовидной железы (ЩЖ), впрочем, как и любой другой патологии, мало создать центр, оборудованный современной аппаратурой, операционной с наличием лекарственных препаратов и имеющий высококвалифицированных специалистов, хотя мы полностью согласны со статьей И.И. Дедова и соавт. (2008), о целесообразности введения специальности “эндокринная хирургия” и подготовки хирургов соответствующего профиля. Необходимо создать и внедрить систему, обеспечивающую современный уровень диагностики и лечебной помощи на всех уровнях, все звенья которой работали бы как единый механизм, начиная с населенного пункта, где проживает больной. Каковы же основные задачи, которые приходится решать тем, кто работает по нашей специальности? Диагностика и лечение пациентов с заболеваниями ЩЖ в настоящее время – наиболее алгоритмизованные разделы медицины.
17-19 358
Аннотация
История применения ультразвукового исследования в тиреоидологии насчитывает уже более 40 лет. Японские исследователи K.Yamakawa и S.Natio (1966) впервые описали способ определения объема ЩЖ с помощью ультразвука [1]. С этого момента был проведен ряд исследований, посвященных разработке и совершенствованию метода для определения объема ЩЖ [2–4]. J. Brun (1981) предложил метод, использующий модель ротационного эллипсоида, который основан на измерении высоты, ширины и толщины каждой доли с последующим вычислением объема по формуле эллипсоида. Исследования на трупах позволили ввести поправочный коэффициент 0,479 и оптимизировать формулу расчета [3]. Убедившись в объективности и воспроизводимости метода, ученые всего мира сосредоточили свои усилия на решении следующей проблемы: разработка нормативов объема ЩЖ в различных возрастных группах.
20-25 556
Аннотация
Гипотиреоз – одно из наиболее распространенных эндокринных заболеваний. Распространенность гипотиреоза среди взрослых составляет 1–2% для манифестного и 7–10% для субклинического, особенно среди пожилых женщин. Исходя из высокой распространенности гипотиреоза и негативных последствий, которые возникают при отсутствии заместительной терапии, было предпринято исследование, которое сравнивает потребление препаратов тиреоидных гормонов на душу населения в России и европейских странах. В результате было показано, что в Российской Федерации реализуется столько препаратов тиреоидных гормонов, сколько хватило бы на заместительную терапию только для 20% больных гипотиреозом, общее количество которых рассчитано исходя из распространенности гипотиреоза в 1% населения.
26-29 462
Аннотация
В ходе работы определяли параметры функции сосудистого эндотелия у больных с субклиническим гипотиреозом. В поперечное исследование были включены 39 пациентов с субклиническим гипотиреозом и 14 сопоставимых лиц контрольной группы. При субклиническом гипотиреозе выявлены достоверное снижение эндотелий-зависимой вазодилатации, повышение уровня эндотелина-1 и активности PAI-1, что позволяет сделать вывод о наличии эндотелиальной дисфункции. При субклиническом гипотиреозе выявлено повышение уровней общего холестерина и липопротеинов низкой плотности, положительно коррелирующие с уровнем ТТГ.
30-34 375
Аннотация
Сроки перехода в эутиреоз в процессе радиойодтерапии болезни Грейвса индивидуальны и варьируют от нескольких недель до нескольких месяцев, что требует частого контроля уровня гормонов. Целью настоящей работы является оценка возможности использования показателей вариабельности сердечного ритма для динамического контроля функции щитовидной железы после радиойодтерапии. Проведено 114 исследований уровня св. Т4 с параллельной оценкой параметров вариабельности сердечного ритма в процессе лечения (до назначения 131I, через 1, 3, 6, 12 мес) у 77 больных. Из всех показателей были выбраны 2, наиболее тесно коррелирующие с уровнем св. Т4 и относительно независимые между собой. Вся выборка случайным образом была разделена на обучающую (86 исследований) и тестовую (28 исследований). Методом опорных векторов на обучающей выборке найдено решающее правило: f(HR,SDNN) = 0,995 lg(HR) – 0,104 lg(SDNN) – 1,703, где f – показатель функции щитовидной железы; HR – средняя частота сердечных сокращений за 5-минутную запись ЭКГ; SDNN – стандартное отклонение интервалов R-R на зарегистрированной записи ЭКГ; 0,995, 0,104 и 1,703 – поправочные коэффициенты. При f >0, рассчитанным согласно решающему правилу, у исследуемого имеет место тиреотоксикоз; при f <0 тиреотоксикоза не наблюдается. При анализе точности диагностического метода на тестовой выборке были получены следующие результаты: диагностическая чувствительность составила 71%, диагностическая специфичность составила 79%. Таким образом, предлагаемый метод позволяет с высокой вероятностью предполагать ликвидацию тиреотоксикоза или развитие рецидива заболевания после радиойодтерапии. Его использование может оптимизировать контроль функции щитовидной железы, отказавшись от фиксированных сроков определения гормонов.
35-40 378
Аннотация
Цель исследования. Клиническая апробация методики интраоперационной фотодинамической визуализации околощитовидных желез.Материал и методы. Было обследовано 25 пациентов с заболеваниями щитовидной и околощитовидных желез, которым за 2–3 ч до операции перорально вводили 1,5 г 5-аминолевулиновой кислоты в виде водного раствора. Проводилось оперативное вмешательство в условиях затемненной операционной: видеоассистированная гемитиреоидэктомия (9), видеоассистированная тиреоидэктомия (1), гемитиреоидэктомия (7), тиреоидэктомия (2), тиреоидэктомия с центральной шейной лимфодиссекцией (3), видеоассистированное удаление аденомы околощитовидной железы (3). После ревизии полости шеи проводилось облучение поверхности операционной раны синим светом с использованием источника света KARL STORZ D-Light C (длина волны – 380–440 нм) и эндоскопа с системой фильтров. В преди послеоперационном периоде регистрировались основные клинические показатели, проводился мониторинг уровня паратгормона и ионизированного кальция до операции, через 24, 48 ч, 1 мес после операции.Результаты. Интраоперационно удалось визуализировать околощитовидные железы у 23 из 25 пациентов. Во всех указанных случаях регистрировалось розово-оранжевое свечение околощитовидных желез в лучах синего света. Было отмечено интенсивное свечение аденом ОЩЖ при первичном гиперпаратиреозе. Интенсивность свечения аденомы ОЩЖ была значительно выше, чем свечения нормальных ОЩЖ. Случаев возникновения аллергических реакций и фототоксических дерматитов и других побочных эффектов от приема 5-АЛК не было выявлено.Вывод: визуализация околощитовидных желез при пероральном назначении 5-аминолевулиновой кислоты возможна у подавляющего большинства пациентов.
41-46 419
Аннотация
Изучается возможность использования метода электрохимического лизиса в лечении очаговых доброкачественных образований щитовидной железы. Для работы использовались послеоперационные препараты щитовидной железы, удаленные по поводу узлового коллоидного зоба (n = 20), на которых проводился поиск оптимальных режимов электрохимического лизиса. Отрабатывались режимы на животных в остром и хроническом эксперименте (n = 20).
47-52 511
Аннотация
Полиморфизм 1858 C/T (Arg620Тrp) гена PTPN22 ассоциируется с повышенным риском развития аутоиммунных заболеваний. Цель исследования. Анализ ассоциаций полиморфизма C1858T гена PTPN22 с аутоиммунными заболеваниями ЩЖ в популяции Новосибирска.Материал и методы. Обследовано 358 человек: 108 пациентов (средний возраст – 41,67 ± 1,22 года) С ДТЗ, длительностью заболевания 4,04 ± 0,53 года; 107 больных (средний возраст – 44,11 ± 1,18 года) с АИТ с исходом в гипотиреоз, длительностью заболевания 5,00 ± 0,48 года. Группа сравнения – 143 человека (53,0 ± 0,5 года) без функциональной и структурной патологии ЩЖ.Результаты. В группе больных АИТ с исходом в гипотиреоз выявлена ассоциация с полиморфным маркером C1858T гена PTPN22 : гомозиготный генотип TT встречается чаще, чем в группе здоровых: 5,6 против 0,7%; χ2 = 6,94; р = 0,008. Носительство T -aллеля достоверно чаще, чем в группе здоровых: 24,3 против 12,9%; χ2 = 10,8; р = 0,001 Носительство T -аллеля ассоциировано с повышенным риском развития АИТ с исходом в гипотиреоз у взрослых новосибирской популяции; ОШ = 2,16;95% ДИ 1,36–3,44. В группе больных с АИТ у женщин носительство T -аллеля встречается достоверно чаще, чем в группе здо-ровых: 24,7 против 12,1%; χ2 = 7,62; р = 0,006. Носительство T -аллеля ассоциировано с повышенным риском АИТ у женщин: ОШ = 2,39; 95% ДИ 1,27–4,89. У больных ДТЗ, как у мужчин, так и у женщин, не обнаружено разницы в частоте генотипов и аллелей полиморфизма C1858T гена PTPN22 по сравнению с контрольной группой.
53-57 356
Аннотация
Цель работы. Оценить связь клинических и рентгенологических показателей для улучшения диагностики и уточнения прогноза заболевания.Материал и методы. Обследовано 52 пациента (104 глаза и орбиты) в возрасте от 18 до 71 года. Пациенты с симптомами эндокринной офтальмопатии и болезнью Грейвса проходили офтальмологическую оценку и МСКТ визуализацию орбит. Активность офтальмопатии определяли по шкале CAS и протоколу EUGOGO.Результаты. Выделены наиболее значимые МСКТ-параметры для определения тяжести: пролапс орбитальной клетчатки (р = 0,0009), протрузия глазного яблока (р = 0,001), апикальное сгущение (р = 0,019), плотность РБКмин (р = 0,004), размеры НПМ (р = 0,001), ЛПМ (р = 0,002), МПМ (р = 0,006), длина ЗН (р = 0,0001), диаметр ЗН на 1см от ЗП (р = 0,01), ширина слезной железы (р = 0,0002).Выводы. Имеется существенная взаимосвязь между клиническими и рентгенологическими МСКТ-признаками, что позволяетразработать протокол обследования, необходимый для диагностики и лечения ЭОП.


ISSN 1995-5472 (Print)
ISSN 2310-3787 (Online)