Preview

Клиническая и экспериментальная тиреоидология

Расширенный поиск
Том 11, № 4 (2015)

De Gustibus

6-12 7955
Аннотация

Данные официальной российской статистики о распространенности и заболеваемости патологией щитовидной железы, собранной по форме №63, вызывают у меня чувство печали. Не потому, что эти показатели столь уж плохи или указывают на угрожающие общественному здоровью тенденции. Печально то, что им просто невозможно доверять.

Новости мировой тиреоидологии

13-20 828
Аннотация

Представлены абстракты актуальных международных исследований, посвященных диагностике и лечению различной патологии щитовидной железы, а также влиянию на нее сопутствующих состояний.

Оригинальные исследования

21-30 1053
Аннотация

Цель: у женщин с аутоиммунным тиреоидитом изучить клинические и некоторые молекулярно-генетические характеристики липидного профиля.

Материалы и методы. 

Основную группу составили 109 женщин, с компенсированным гипотиреозом. Средний возраст 57,2 ± 7,8 лет, длительность заболевания 8,0 ± 6,4 лет, длительность менопаузы 6,4 ± 3,5 лет. Группа контроля сформирована из женщин, без патологии ЩЖ, обследованных в скрининг центре НИИТПМ в рамках эпидемиологического международного исследования HAPIEE (Детерминанты сердечно-сосудистых заболеваний в Центральной и Восточной Европе: когортное исследование). Всем были выполнены клинические, биохимические, гормональные, ультразвуковые исследования. В генетических исследованиях приняли участие 441 женщины: 104 пациентки основной группы с гипотиреозом и 337 женщин составили группу контроля (из банка ДНК популяции Новосибирска, который был создан НИИТПМ в ходе выполнения международного проекта HAPIEE). Выполнено генотипирование полиморфизма rs320 (HindIII +/-) гена липопротеинлипазы (LPL), rs708272 (TaqIB) гена белка-переносчика эфиров холестерина (СЕТР), полиморфизма кодирующей части гена аполипопротеина Е (АPOЕ), rs2228314 (1784G/С) гена, кодирующий белок, связывающий стерол-регулирующий элемент 2 (SREBF2).

Результаты.

В основной группе женщин по сравнению с группой контроля определены более высокие показатели триглицеридов (ТГ) и снижены уровни холестерина липопротеидов высокой плотности (ХС ЛВП). Подобные данные получены и при сравнении показателей липидов крови в группе женщин, достигших уровня ТТГ в пределах 0,4–2,5 Мед/л на фоне проводимой заместительной терапии тиреоидными гормонами по сравнению с группой контроля (в которой ТТГ находился в пределах 0,4–2,5 Мед/л). Не получено различий в распределении генотипов полиморфизмов Taq1B гена СЕТР, rs320 гена LPL и ɛ2/ɛ3/ɛ4 гена АРОЕ, rs2228314 гена SREBF2 в сравниваемых группах. У носительниц генотипа B1B1 полиморфизма TaqIB гена CETP основной группы более высокий уровень ТГ и более высокие показатели ИМТ. Более высокие уровни ОХС, ХС ЛНП, ХС не-ЛВП определены у женщин с гипотиреозом, в исходе АИТ, носительниц генотипа ɛ3/ɛ4 гена APOE.

Заключение.

У женщин с компенсированным гипотиреозом выше уровень ТГ и ниже уровень ХС ЛПВП по сравнению с контролем. Не получено различий по частотам генотипов полиморфизмов изученных генов между группами. Показана ассоциация генов APOE и CETP с некоторыми липидными показателями.

31-35 1140
Аннотация

Цель.

Целью настоящей работы явилось изучение роли NSE в течении ЭОП и формировании оптической нейропатии.

Материалы и методы.

Было обследовано 42 больных ЭОП, в возрасте 41 [30; 47] лет. Мужчин было 9 (21%). Контрольная группа представлена 15 здоровыми лицами, сопоставимыми по полу и возрасту. Объектом исследования служила сыворотка крови и слезная жидкость. Измерение уровня NSE проводили методом твердофазного иммуноферментного анализа наборами CanAgNSEEJA. У всех лиц, включенных в исследование была выполнена оптическая когерентная томография (ОКТ), офтальмоскопия, периметрия. Статистическая обработка полученных данных проводилась при помощи программы Statistica 6.1.

Результаты.

Обнаружено увеличение концентрации NSE в сыворотке крови и слезной жидкости у пациентов с ЭОП, по сравнению с группой здоровых лиц. Следует отметить, что нарастание концентрации исследованного маркера было связано со степенью тяжести заболевания – более тяжелые случаи сопровождались большей концентрацией NSE. При тяжелой степени ЭОП, угрожающей потерей зрения обнаружено наибольшее содержание NSE как в сыворотке крови, так и в слезной жидкости.

Выводы.

Обнаружено увеличение концентрации NSE у пациентов с ЭОП в крови и в большей степени в слезной жидкости, в зависимости от степени тяжести ЭОП. Данные исследования позволяют расценивать NSE как ранний маркер повреждения нейрональной ткани при ЭОП, до появления типичных клинико-инструментальных признаков оптической нейропатии.

 

Клинический случай

36-39 2225
Аннотация

В статье представлены результаты 5-летнего наблюдения двух сестер-близнецов с субклиническим первичным гипотиреозом, у которых по данным молекулярно-генетического обследования выявлена гомозиготная мутация в гене рецептора ТТГ (p.R450H). Обсуждаются показания к заместительной терапии левотироксином.

Клинические рекомендации

40-50 827
Аннотация

Статья посвящена обсуждению раздела клинических рекомендаций Американской тиреоидной ассоциации, касающегося диагностики и лечения узлового зоба у детей. 

История медицины

51-55 5004
Аннотация

В статье рассказано об истории изобретения и клинического использования терапии радиоактивным йодом для лечения больных диффузным токсическим зобом и дифференцированным раком щитовидной железы. В 1923 г. Henry Plummer наcтоятельно рекомендовал назначать стабильный йод после операции больных диффузным  токсическим зобом в целях предотвращения развития тиротоксического криза. Радиоактивные изотопы йода впервые были получены Enrico Fermi в 1934 г. в лабораторных условиях. Клиническое применение радиоактивного йода началось с 40-х годов прошлого столетия. В 1940 г. было экспериментально показано, что щитовидная железа при диффузном токсическом зобе может нахватывать до 80% введенной активности радиойода. Первым врачом, применившим в январе 1941 г. радиоактивный йод для лечения больных диффузным токсическим зобом был Saul Hertz. Впервые для лечения больного с метастазами дифференцированного рака щитовидной железы радиоактивный йод был применен Samuel Seidlin в марте 1943 г. В России радиойодтерапию больным диффузным токсическим зобом и дифференцированным раком щитовидной железы начали применять с 1982 г. в Медицинском радиологическом научном центре, г. Обнинск (тогда – Институт медицинской радиологии АМН СССР). 



ISSN 1995-5472 (Print)
ISSN 2310-3787 (Online)